Абсолютное и относительное в природе и обществе.
Home ] Теория информации ] Гениальность ] Колебательные процессы в природе и обществе ] Глоссарий-словарь понятий(информационных объектов) ] [ Абсолютное и относительное в природе и обществе ] Понятие о религии ]
 
 
Абсолютное и относительное в природе и обществе.
 
Вопрос об относительном и абсолютном частично рассмотрен в теории относительности Эйнштейна (Пуанкаре, Лоренца). Установлено, что пространство, время и масса относительны, а законы природы и скорость света абсолютны (неизменны) в покое и равномерно-прямолинейном движении.
Для понимания явлений, происходящих в природе и обществе, необходимо подробнее рассмотреть закономерности абсолютного и относительного. Существуют ли в природе абсолютные величины? Теоретически – да, а практически – нет. Например, скорость света в вакууме зависит от величин, характеризующих электромагнитные свойства вакуума. Вакуумом считается такой вид материи, в котором нет частиц вещества. Это теоретическое понятие вакуума. Но такого вакуума в природе нет. В глубинах космоса, удаленных от звезд, мы нигде не найдем полного вакуума. Тем более невозможно получить полный вакуум искусственно. Значит величина скорости света, определяемая опытным путем, есть величина приближенная и абсолютно точную величину определить невозможно. Точно также и все остальные абсолютные величины определены приблизительно, с определенной степенью точности. По мере совершенствования приборов точность измерения возрастает, но никогда не определить окончательное число, характеризующее абсолютную величину. Существует много абсолютных понятий, которые в теоретическом виде существуют а на практике недостижимы. Например, абсолютный ноль температур. идеальный газ, идеальный маятник и т. д. Получается так, что теоретическое понятие абсолютной величины есть тот теоретический предел, к которому стремится реальная абсолютная величина, но никогда его не достигает.
В свою очередь относительные величины определяются по отношению к абсолютным величинам и значит они тоже приблизительны. Можно считать так, что абсолютная величина, измеренная человеком, это относительная величина, определяемая по отношению к теоретическому пределу этой величины.
Почему так получилось, что нет в природе точных величин, а все приблизительные? Вспомним, что окружающий мир бесконечен, но бесконечен не только в том виде, что куда не двигайся – конца не найдешь. Материя бесконечна потому, что представляет собой бесконечное множество вложенных друг в друга миров. Например, наша Вселенная это лишь элементарная частица какого-то более крупного мира, а элементарная частица нашего мира это гигантская вселенная микромира, которая в свою очередь состоит из более мелких частиц и так далее до бесконечности.
Можно описать это и по другому. Материя нашего мира вся, начиная от элементарных частиц и до сверхзвезд и галактик, “плавает в бульоне” состоящем из частиц более мелкого микромира с размерами частиц на 42 порядка меньше наших элементарных частиц. И все наши частицы являются только “сгустками” из этого “бульона”. А в свою очередь этот микромир – бульон плавает в бульоне из еще более мелких частиц и так до бесконечности. А наш макромир – это всего лишь элементарная частица “бульона” для более крупного мира чем наш.
Абсолютные величины характеризуют эту бесконечно делящуюся материю, поэтому сколько не повышай точность измерений, окончательной величины получить нельзя.
Но если все что человек изучает и измеряет, оказывается неточным, приблизительным, то может быть и наши знания о мире не верны и природу познать нельзя?
Нет, познания человечества верны, хотя и приблизительны, просто на каждом этапе познания своя степень точности, которая постепенно увеличивается. Все законы природы, познанные человеком, тоже всегда приблизительные но верные и с определенной точностью отражают реальный мир.
Величины, характеризующие человеческое общество, имеют такие же свойства как и величины, характеризующие природу. Они также делятся на абсолютные и относительные и тоже могут быть определены только с определенной степенью точности.
Что считается для человеческого общества абсолютным и что – относительным?
Можно считать так, все что связано с логической обработкой информации, то – есть сопоставление получаемой информации с реальными законами природы, все это абсолютно, но приблизительно. А все что связано с эмоциональной оценкой информации, все это относительно, причем относительно в сравнении со своей противоположностью. Как это понять? Например, что такое “хорошо”? Нет абсолютного понятия “хорошо”. Для человека “хорошо” это то, что вызывает положительные эмоции. Но положительная эмоция появляется как результат устранения отрицательной эмоции. Понятие “хорошо” можно оценить только через понятие “плохо”. Не может быть всегда только хорошо (мы не рассматриваем здесь патологию жизнерадостного кретинизма). Любое хорошее по мере привыкания становится обыденным и уже не воспринимается как хорошее, а если повторяется очень долго, то может перейти в свою противоположность, то – есть начинает восприниматься как плохое.
Лозунги типа “красота спасет мир”, “доброта спасет мир” – идеалистичны и никакого отношения к реальной жизни не имеют. И красота и доброта познаются через свою противоположность. Красоту можно познать и оценить только в сравнении с уродством. Нет абсолютного понятия красоты. Красота в большом количестве воспринимается как обыденность, а затем может перейти в свою противоположность и восприниматься как уродство.
Все те же закономерности относятся и к понятию доброты. Доброта в первый момент вызывает ответную доброту, как бы в знак благодарности. Постоянная доброта перестает восприниматься как доброта а воспринимается как должное, а затем начинает порождать зло, потому что добротой начинают пользоваться в корыстных целях. Утверждения о том, что доброта порождает доброту, а зло порождает зло, справедливы только в первый момент проявления добра или зла, а затем на каком – то длительном этапе получается наоборот, большое количество доброты порождает зло, а большое количество зла возвращает людей к доброте. Всякие мечты об идеальном обществе где не было бы зла, а была бы только доброта – это только идеалистические мечты. Но в таком случае нужны ли идеалы? Какой толк выдвигать их, если они неосуществимы?
Есть два типа идеалистов. Одни утверждают, что идеалы достижимы. Например, утверждения типа “наши дети будут жить при коммунизме”, “раз и навсегда уничтожим преступность”, “придёт царствие небесное” и т.д. – это все примеры идеализма первого типа. Опыт реальной жизни нам показал, что “раз и навсегда” ничего уничтожить нельзя, идеальное общество построить нельзя, царствия небесного на Земле не дождешься.
Идеалисты второго типа призывают вообще отказаться от идеалов, потому как они недостижимы. Зачем стремиться к лучшему обществу, если оно не осуществимо? Зачем бороться с преступностью, если ее никогда не победить? Не осознают глупые идеалисты, что жизнь - это постоянная борьба за выживание, борьба и с преступностью, и с наркоманией, и с болезнями, и за лучшую жизнь. Перестал бороться – значит погиб.
Конечно, идеалы нужны. Нужны как ориентиры, как маяки к которым можно стремиться. Движение впотьмах – это хаос, недостойный человека, имеющего сознание.
Просто нужно осознавать реальность, идеалы недостижимы, но по мере развития общество может к ним приближаться.
В науке приходится пользоваться идеальными понятиями, такими как абсолютный ноль, идеальный газ, идеальный вакуум и т.д. чтобы иметь ориентиры для познания.
В жизни общества идеалы являются ориентирами, маяками в темноте будущего.
 

Материал представленный на этой странице может свободно использоваться.
Запрещается только вносить изменения и присваивать авторство.
Авторство принадлежит Kley.
Добавочные темы читайте по адресу: nature-2.narod.ru

Это ссылка на страницу с добавочными темами


Хостинг от uCoz